4. Кто производит социальную рекламу в России?
Производством социальной рекламы в России занимаются профессиональные рекламные агентства и продакшн-студии, а также студенты вузов и независимые художники.
В зависимости от масштаба кампании и уровня ее сложности, к производству социальной рекламы подключаются разные “силы” с разными задачами.
Если заказчиком выступает государство, то по открытому тендеру в конкурсе на реализацию масштабной федеральной кампании принимают участие ведущие сетевые рекламные агентства России. Среди них, наиболее яркие и запоминающиеся кампании за последние годы были сделаны рекламными агентствами Saatchi&Saatchi (Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации), AMK Znamenka (Донороство крови, кампания против алкоголизма и курения), Ogilvy, BBDO и др.
В этом случае, агентство участвует в тендере, и в случае выигрыша полноценно разрабатывает весь спектр материалов кампании социальной рекламы, выбирает производственную студию и творческую группу, реализующую элементы кампании (например, видеоролики и т.п.). Отдельно от этого, госзаказчиком осуществляется тендер на платное размещение материалов кампании, в котором также принимают участие крупные игроки на рекламном рынке.
Кроме этого, отдельное внимание стоит уделить агентству Zavod Consulting, в течение нескольких лет реализующих для Госавтоинспекции России кампании по безопасности дорожного движения. При поддержке коммерческих спонсоров (Российского союза автостраховщиков), Zavod реализовывал сначала шоковые, затем все более позитивные кампании социальной рекламы на разные тематики в рамках одной области «безопасности на дороге».
АНО «Лаборатория социальной рекламы», созданная руководителем портала Социальная реклама.ру Гюзеллой Николайшвили в 2005 году, занимается реализацией кампаний для некоммерческих организаций.
Основная тематика - проекты по здоровому образу жизни, толерантному отношению к людям с инвалидностью, волонтерству и добровольчеству.
Кроме разработки креатива и производства материалов кампании, “Лаборатория” также занимается размещением материалов на безвозмездной основе в СМИ (на основании закона о рекламе). Кроме этого, “Лаборатория” занимается образовательными проектами, организацией мастер-классов и конференций по социальной рекламе.
Фонд “Народная инициатива” в основном занимается разработкой кампаний, создаваемых по заказу социально-ответственного бизнеса. В данном случае, происходит платное и смешанное размещение материалов в СМИ.
Кроме этого, большое количество социальной рекламы производится региональными агентствами и производственными студиями. К сожалению, очень часто коммерческие организации, берущиеся за социальные кампании, ограничиваются яркими креативными единичными продуктами, преследуя цели пополнить свое портфолио ярким креативом и “показать себя”. При этом размещение и конечная эффективность социального продукта остается вне интересов производителя.
Большую популярность имеет организация конкурсов и фестивалей социальной рекламы властями на региональном и федеральном уровне, для которых специально создаются отдельные продукты социальной рекламы. В случае победы участники получают призы, возможно размещение их работ в контролируемых властями СМИ, а организаторы актуализируют проблему и привлекают к ней повышенное внимание. А также к своей деятельности. Уровень качества таких работ сильно различается, но очень часто работы из конкурса в конкурс повторяют стереотипы и шаблоны других работ, так как нетривиальность поставленных задач (например, название номинации “Мы - за чистый город”) уже формирует определенную шаблонность в реализации продукта.
Больше о различных организациях, занимающихся производством социальной рекламы в России вы можете найти
в нашем подразделе «Агентства» раздела «Социальный каталог».