Проблема абортов в современном мире: полный запрет или легальность
Введение.
Современная демографическая ситуация России и прогнозируемая тенденция снижения рождаемости на ближайшее будущее выносит проблему абортов на повестку дня, так как современная возможность прерывания беременности неограниченное количество раз существенно подрывает демографическую ситуацию России. Наша страна занимает второе (после Румынии) место по количеству абортов, произведенных на 1000 женщин детородного возраста, и первое — по количеству абортов на 1000 рожденных. Ежегодно у нас производится 3 миллиона абортов, причем 60 % из них — прерывание первой беременности. Планируют детей единичные пары, большинство живет по принципу «как получится». Показательно, что пресловутый «залет» остается одним из главных поводов для вступления в брак. И хотя количество абортов за последние несколько лет снизилось примерно на 35-40 %, все-таки и теперь только одна из трех беременностей заканчивается рождением ребенка.
Еще в начале XX века периодические издания всего мира пестрели публикациями об убежищах для «секретных» беременных, о содержащихся акушерками учреждениях «женского массажа», «массажа от простуды», «специальных ваннах». В американских журналах рекламировались какие-то пилюли против задержки месячных, причем, публикация лукаво предупреждала о необходимости «быть осторожными в начале беременности», так как пилюли «легко могут прервать ее». Намеченная еще в начале ХХ века тенденция доступности абортов до сих пор продолжается в России и многих странах мира. Вседозволенность гражданам распоряжаться неповинными жизнями еще ее родившихся детей вызывает довольно-таки противоречивые мнения. Аборт – это убийство или попытка сократить процент детей-сирот и бездомных попрошаек?
Современная социальная реклама пытается заставить женщин отказаться от абортов, рассказать о последствия неудачных абортов, призывает использовать средства контрацепции. Но, тем не менее, количество абортов не сокращается, а социальная реклама порой бессильна против сложившейся ситуации.
В своей работы я бы хотела рассмотреть рекламные кампании против абортов в разных странах и республиках мира, таких как Индия, Индонезия и Россия, как они работают и насколько действенны. А также разобраться, какая ситуация наиболее применима для современного общества: полный запрет абортов или их полная легальность. В рамках своей работы, во-первых, я бы хотела рассмотреть кратко историю абортов в мире, а также рассмотреть страны, где аборты разрешены, но ведутся активные социальные кампании против абортов и рассмотреть страну Колумбию, где аборты полностью запрещены. На основе этих данных я попытаюсь разобраться и увидеть намеченную тенденцию разрешения проблемы абортов в современном мире.
История абортов в России и в мире.
Аборт, как метод избавления от нежелательной беременности, был известен в глубокой древности. По законодательству Древней Греции и Рима жизнь плода не охранялась и прерывание беременности не каралось. Но эта практика не могла быть распространена широко, так как аборт почти всегда представлял серьёзную опасность для матери и ребенка, очень часто был смертелен для матери. Плодоизгнание рассматривалось как безнравственный поступок и наказывалось, когда оно проводилось в корыстных целях или по другим низменным побуждениям. Гиппократ рассматривал плодоизгнание как безнравственный поступок, недостойный врача. Клятва Гиппократа и по настоящее время является моральным принципом медиков. Эти возвышенные слова помещают в рамку и вывешивают на стенах многочисленных поликлиник и больниц - как раз в тех местах, где ежегодно прерываются миллионы человеческих жизней. Как стало возможным, что врачи и медсестры привели в согласие принцип сохранения жизни с методикой ее уничтожения?
В эпоху упадка империи состоятельные граждане предпочитали не иметь ни семьи, ни детей. Поначалу в римском праве зародыш трактовался как часть тела матери (pars viscerum), поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. И только позднее эмбрион (nasciturus - "имеющий родиться") был наделен некоторыми гражданскими правами. Искусственный аборт стал трактоваться как преступление прав родителей, если кто-то стремился достичь таким путем имущественных прав.
Окончательное осознание ценности эмбриона самого по себя связано с возникновением христианства. Уже в эпоху раннего христианства аборт отождествляется с убийством человека. Христианская концепция утверждала, что истребление плода лишает его благодати будущего крещения и, следовательно, является тяжким грехом. Поэтому в средние века аборт квалифицировался как тяжкое преступление, аналогичное убийству родственника. Под влиянием церкви в XVI веке почти во всех европейских странах (Англии, Германии, Франции) производство аборта каралось смертной казнью, которая впоследствии была заменена каторжными работами и тюремным заключением. При чем это касалось не только врача, но и пациентки.
Согласно своду германских законов "Каролина" (XIV в.), аборт в случае уничтожения одушевленного плода карался смертной казнью. Смертная казнь за аборт была введена в 1649 г. и в России; отменена она была столетие спустя.
Во второй половине XIX в. в США возникает общенациональное движение за запрет аборта. Ведущую роль в нем играло руководство авторитетной Американской медицинской ассоциации. Основываясь на эмбриологических открытиях, врачи доказывали, что плод представляет собой живое существо с момента зачатия, а не с момента ощущения матерью движений его тела (этот момент назывался "оживлением плода"). Поэтому медики настаивали, что аборт, даже в самом начале беременности, является убийством плода. В итоге к 1880г. аборты в США, если речь не шла о случаях спасения жизни женщины, были запрещены. Принятые тогда законы в основном сохранялись до 60-х годов XX в.
В 1869 г. британский парламент принял "Акт о преступлениях против личности", согласно которому аборт, начиная с момента зачатия, стал считаться тяжким преступлением. Аборт, произведенный самой женщиной, наказывался значительно строже, если он имел место после появления шевелений плода. В Германии в эти же годы производство аборта за деньги считалось отягчающим обстоятельством. Во Франции наказание усиливалось в отношении врачей, в то же время здесь был период (с 1791 по 1810 г.), когда сама женщина от наказания освобождалась вовсе.
В дореволюционном законодательстве России четко различались разрешенный законодательством искусственный аборт, производимый врачом с целью спасения жизни женщины и аборт, производимый самой женщиной или каким-либо посторонним лицом с преступной целью прекращения беременности. Принадлежность лица, производящего криминальный аборт, к медицинской профессии (сюда относились и повивальные бабки) считалось отягчающим обстоятельством.
В профессиональной медицинской среде моральные оценки искусственного аборта отнюдь не совпадали целиком с юридической квалификацией.
В XX веке в дискуссии о допустимости абортов особенно активно включаются феминистские движения. Протест сторонников феминизма против традиционного положения женщины в обществе (против "отречения женщины от прав на свою личность, имя и собственность") касался и ее сексуальной роли, то есть обязательно затрагивал и вопросы полевой морали.
В 50-е годы XIX в. одна из первых американских феминисток, С. Гримке, в очерке "Супружество" писала о "праве женщины решать, когда она будет матерью, как часто и при каких обстоятельствах". В начале XX в. американская феминистка М. Сангер впервые употребила понятие "контроль над рождаемостью", которое вначале имело смысл пропаганды использования средств контрацепции, а несколько позже стало рассматриваться также и в контексте евгенических идей.
Христианская концепция, утверждающая, что истребление плода является тяжким грехом, явилось основой для квалификации искусственного аборта в средние века, как тяжкого преступления. Под влиянием церкви в 16 веке почти во всех странах Европы (Германия, Англия, Франция и другие) производство аборта каралось смертной казнью, которая в последствии была заменена каторжными работами и тюремным заключением.
Такое положение сохранялось во многих странах вплоть до первой половины 20 века. В 1920 году впервые в мире Ленин подписал Декрет-постановление, разрешающий аборт - детоубийство. Так впервые в мире детоубийство стало юридически разрешенным в России. Была узаконена дискриминация человека по возрасту и месту пребывания. Позже был узаконен аборт в большинстве западных стран. То время было чем-то похоже на наше время. Тогда люди надеялись на лучшее будущее, думали, что революция изменит их жизнь к лучшему.
В царской России закон защищал права внутриутробного младенца, “умерщвление плода являлось видом лишения на жизнь”. Врача, уличенного в выполнении аборта, исключали из научных медицинских обществ, увольняли с работы.
Легализация абортов значительно снизила смертность от абортов (с 4% до 2,8%), уменьшилось количество криминальных абортов. Естественно, резко снизилась и рождаемость.
27 июня 1936 года с целью повышения рождаемости ЦИК и СНК СССР принял постановление: “О запрещении абортов”. Аборт разрешался только по медицинским показаниям. Лица, нарушавшие закон, привлекались к уголовной ответственности. Но практика показала, что запретительные меры по борьбе с абортами не дали ожидаемых результатов и привели к росту криминальных абортов.
В 1955 году Президиум Верховного Совета СССР издал указ “Об отмене запрещения абортов”. Аборты уже разрешались по медицинским и социальным показаниям только в лечебных учреждениях. Сохранялась уголовная ответственность за проведение криминальных абортов.
Рамки легальности аборта были радикально расширены в 1987 г. когда Минздравом СССР был издан приказ N 1342 о прерывании беременности по социальным показаниям. Этот документ разрешал по желанию женщины прервать беременность при большом сроке, если документально подтверждались такие обстоятельства, как развод во время беременности, многодетность (более 5 детей) и т. д.
Начиная с 1996 года и до сегодняшнего момента, аборты в России разрешены законом, где предусматриваются основные ситуации, разрешающие женщине прерывать беременность.
Проблема абортов в Индии, Индонезии, России.
В первую очередь я бы хотела рассмотреть социальную рекламу Индонезии, где главная цель рекламы, безусловно, заставить женщин отказаться от абортов. Рекламная кампания в Индонезии изображает женщин, решивших, что аборт – выход из сложившейся ситуации, сумасшедшими. Женщины чуть ли не в порыве безумия катаются на лошадке-качалке или прыгают в "классики. "Мать должна быть безумна, чтобы решиться на аборт", - слоган кампании.
Здесь показан необычный подход к проблеме, связь матери и ребенка происходит посредством изображения детских игр: классики и лошадка-качалка. Осуществляется посыл к разуму женщины, решившей сделать аборт, что лишать жизни уже зародившегося ребенка – есть безумие.
Реклама против абортов не нацелена именно на женщин. Она нацелена на тех, кого она может затронуть. "Бьет" она, в большинстве своем, именно по женщинам - это правда. Этому есть простое объяснение: именно женщина принимает окончательное решение делать аборт или нет, и именно женщина идет его делать. Про такой расклад в социальной рекламе могу сказать одно: это не относится непосредственно к теме абортов, это характеризует распределение социальной и моральной ответственности в обществе. Так что социальная реклама является отражением происходящих в обществе процессов .
Далее рассмотрим социальную рекламу Индии. Так, в Индии еще сохраняется отношение к рождению девочки-первенца как к трагедии. В глубинке даже известны случаи убийства новорожденных девочек. Но теперь убивать после рождения совсем не обязательно — современные технологии позволяют определять пол ребенка еще в утробе, и в случае "нежеланной" девочки своевременно сделать аборт. Поэтому социальная реклама в Индии преимущественно направлена против абортов в случае зачатия девочки. Социальные плакаты против абортов выглядят следующим образом:
«Три миллиона абортов было сделано в прошлом году в Индии. Слава Богу, среди них был только один мальчик», - гласит надпись на плакате. Индийские родители ждут результатов УЗИ с большим нетерпением. С тех пор как пол ребенка можно определить при помощи УЗИ, аборты по половому признаку драматически возросли в Индии. Девочки традиционно рассматриваются как обуза для родителей. Самое ужасное, что родители, которые могут позволить себе УЗИ, - люди состоятельные и образованные.
Данный плакат обращен к обоим родителям. В итоге такой дискриминации еще нерожденных девочек пропорции населения Индии на сегодняшний день таковы: на тысячу мужчин приходится 881 женщина. И разрыв медленно, но неуклонно растет.
Рекламный календарь агентства Rediffusion DY&R, Mumbai, India был создан для сельских районов и пригородов Индии с большой долей тех, кто c почтением относится к религии. В традициях таких семей мелких торговцев вывешивать в лавочках календари с изображениями святых, а в пантеоне индуистов, как известно, есть и боги, и богини. "В календаре, который, кстати, и распространяли мужчины, отсутствуют изображения всех богинь. Текст такой: "Не уничтожайте тех, кому поклоняетесь".
Данная реклама апеллирует к вере людей и всему святому, что в них есть.
Российская социальная реклама имеет всестороннюю направленность к проблеме. В первую очередь она нацелена на чувство вины, что говорит об абсурде такой рекламы по своей сути, как считает Татьяна Широганова. «Нацеленность социальной рекламы на развитие именно чувства. Социальная реклама, которая развивает чувство вины - абсурдна по своей сути. Она не дает пути решения, она загоняет человека в депрессию, что намного усложняет принятие адекватного решения. Хотя, надо признать, что такой подход действует. Только вот как? Знаете, в этом и во многих других социальных проектах пытаются добиться улучшения через демонстрацию ухудшений, вызванных невыполнением/выполнением чего-либо. Это правильно настолько, насколько можно идти к добру, делая для этого зло».
Далее имеем такую направленность в российской социальной рекламе против абортов, как отражение происходящих в обществе процессов. Принты со стихотворением «Я ребенок, не родившейся на свет» имели широкое распространение в московском метро и охватывали значительную часть целевой аудитории. Эта реклама как раз направлена на двух людей, участвовавших в зачатии: "Пусть же будет вам легко, отец и мать, жить как все и ничего не понимать". Этот укор в жестокости дополняется строкой "все равно я вас люблю сильнее всех", которая особенно подчеркивает жестокосердие убийц.
Большое распространение имеет социальная реклама против абортов в России в больничных центрах женской консультации. Реклама со слоганом «Спаси и сохрани», повторяя обращение к Богу, выступает способом обожествления матери, которая ждет ребенка. И именно она, также как Бог для каждого человека на Земле, является высшей силой, способной, как дать жизнь, так и забрать ее.
В связи с усугубившейся демографической ситуацией в России, правительство страны прилагает все усилия по повышению рождаемости. Так, президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон, направленный на установление дополнительных ограничений в отношении рекламы медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности. Документ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе» был принят Госдумой 11 декабря и одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года.
Проблема легализации абортов в Колумбии.
Рассмотрим проблему легализации абортов Колумбии. Влияние церкви в этой стране огромно, аборт здесь считается нелегальным при любых обстоятельствах, то есть независимо от того изнасиловали женщину, есть ли у нее проблемы с плодом, у нее есть угроза здоровья, ей нельзя делать аборт, иначе она попадет в тюрьму. В Колумбии действует тюремное наказание 4 года, как для самой женщины, так и для тех, кто сделал аборт. Существуют фанатики, которые могут запросто убить женщину, сделавшую аборт. Согласно оценкам, около 400 тыс. женщин ежегодно осуществляют аборт в секрете. Барбара Беккер основатель и генеральный директор агентства Equal Shot трудится в самом опасном секторе социальной рекламы, где реклама напрямую завязана с политикой. Она занималась кампанией в поддержку легализации абортов в Колумбии.
Основными лицами кампании стали: ведущий юрист Моника Роа и Марта Зула Гонзалес, которой на тот момент было 32 года. Она была беременна четвертым ребенком и на третьем месяце беременности она узнала, что у нее рак уретры. Доктора ей сказали немедленно сделать аборт и операцию по удалению опухоли. Она не могла найти больницу, в которой она могла бы сделать аборт, и ей пришлось ждать, пока ребенок родится, и только потом сделать операцию по удалению опухоли. Но было уже поздно. Но до того, как она умерла, она сама выступила с предложением стать лицом кампании, чтобы рассказать людям, как закон нарушает их права. Каждый раз, когда СМИ спрашивали о ее примере безвыходной ситуации, она высказывала свое желание и выступала на ТВ, радио и в прессе. Для этой кампании Барбара определила, кто является ее ЦА, ими оказались члены Верховного суда. Было проведено большое исследование, чтобы понять, какую прессу читают данные судьи (Miami Harold, Economist, Los-Angeles Times). Во время кампании было опубликовано 106 мнений редактора, 76 основных статей, 43 ТВ-программы и 50 раз первая страница газеты была посвящена этой проблеме. В то же время в Колумбии происходили президентские выборы, и т.к. Equal Shot подняли эту тему, то каждый кандидат должен был высказаться по этой теме. То есть было сделано так, что эта тема из табу превратилась в то, что обсуждает все общество. Для ES важно оценить результаты кампании, и они проследили общественное мнение. В мае 2005 85% процентов населения были против любой либерализации абортов. В марте 2006 года после того, как запустили историю Марты, 54% населения поддерживало ES. Когда в мае 2006 суд вынес решение в их пользу, 65% населения поддержали это решение суда, что является огромным изменением общественного мнения.
Таким образом, Марта Зула Гонзалес посредством своей жизни смогла внести поправку в веками складывающийся закон и спасти жизни большого количества людей.
Заключение.
Таким образом, мы рассмотрели примеры социальных кампаний против абортов в Индии, Индонезии и России, определив, что главная цель плакатов – сокращение абортов в данных странах и республике. Основной целевой аудиторией рекламных кампаний выступают женщины, потому что они являются ключевым звеном в процессе принятия решения об аборте, так как причиной аборта зачастую является случайная и нежелательная беременность. Говоря о действенности этих плакатов, обратимся к статистике абортов в стране, прогнозирующей тенденцию снижения рождаемости. Сказать, что плакаты сокращают аборты можно, но они работают в этом ключе не настолько, чтобы прогнозировать подъем рождаемости.
Пример рассмотрения страны, где аборты запрещены законом, показал, что полный запрет абортов приводит зачастую к летальным исходам для матери, вынашивающей ребенка. Сильная и мужественная женщина Марта Зула Гонзалес, доказавшая, что в закон необходимо внести поправки, стала жертвой закона, декларируемого правительством страны. Она смогла доказать и убедить граждан страны, что бывают случаи в жизни, когда аборт жизненно важен. Поэтому полный запрет абортов под страхом тюремного заключения – не выход из ситуации, такой закон может обернуться совсем другой стороной и также стать причиной смерти, но только уже матери, а не ребенка, вынашиваемого под ее сердцем.
Я считаю, что аборт - это одно из последствий половой распущенности и безответственности за своё сексуальное поведение. Если запретить аборты, то можно прогнозировать тенденцию увеличения незаконных абортов, как это происходило во времена СССР. Таким образом, главным способом призыва общества к разумности и милосердию является социальная реклама, способная воздействовать на разум людей и ограничивать возможность совершения необдуманных действий.
Список источников и литературы.
1. Статья из раздела « Статистика и юрисдикция абортов », 2009г./ электронный ресурс, режим доступа: http://www.24q.ru/
2. Акушерство и гинекология: Учебник для вузов (пер. с англ. Шур А.А., Плешакова Ф.И., Климовой М.Л. и др. под ред. Занько С.Н.), М.: Медицинская литература, 2001 (Глава про историю абортов)
3. Информация и картинки взяты с сайта www.rb.ru («Российский бизнес»).
4. Эксперт по коммуникативному влиянию Татьяна Широганова/электронный ресурс, режим доступа: http://www.rb.ru/community/index.php?showuser=308804
5. Информация и картинки взяты с сайта www.rb.ru («Российский бизнес»).
6. Владимир Потиха: ОПЫТ РАЗМЕЩЕНИЯ СОЦРЕКЛАМЫ ПРОТИВ АБОРТОВ В ЖЕНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЯХ/электронный ресурс, режим доступа: http://russiaprolife.ru/
7. 19 декабря 2009 г., статья «Детей оградили от рекламы абортов»/электронный ресурс, режим доступа: http://www.vesti.ru/